Сведения о лицее
Новости лицея

Администрация

Кафедры


Лицей сегодня
Единое воспитательное пространство

Публичные отчеты

Достижения

Фотоальбом

Канал на YOUTUBE


Сессия
Зимняя сессия

Летняя сессия

График промежуточной аттестации

График итоговой аттестации

График 5 трудовой четверти


Абитуриентам
АБИТУРИЕНТ-2018

Расписание экзаменов

График консультаций

Регистрация и Положение

Дистанционная олимпиада

Результаты вступительных экзаменов

Список поступивших


Проекты и инновации
НМЦ Кристалл

Учащимся и родителям
ЕГЭ

Расписание каникул


Электронная приемная
Диалог с директором

Контакты

Наши партнеры


СМИРНОВА МАРИАННА ВИКТОРОВНА 


Директор Теоретического лицея №2

Учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной категории


Главная
Портфолио
Печатные работы
Тематическое планирование
Материалы к урокам
Теория литературы
Олимпиады
Элективные курсы
Экзамены по русскому языку и литературе
Готовимся к экзаменам
Дидактический материал

Элективный курс "Риторика"

 

 

 

Задачи элективного курса

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

 

Нравственно-риторические идеи:

 

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)

Умей тактично В.А. Сухомлинский) возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. 

 

 

Основные риторические умения:

 

 Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;

• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);

•особенности речевых жанров.

 Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

 

 

Рабочая программа учебного курса по риторике для 10  класса

Рабочая  программа  элективного курса  «Риторика»  составлена   на основе программы «Основы риторики: От  мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.

Данный  спецкурс относится, наряду со спецкурсом «Основы философии», к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано богатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое  значение  уделяется  практической  деятельности  учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме ... >> Скачать

 

Требования к оформлению письменного варианта выступления по курсу «Логика и риторика»

>> Скачать

 

 

Учебные материалы

Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002г. >> Скачать

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. Москва, 2001г.>> Скачать

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.:Добросвет, 1997г. >> Скачать

Открытая русская школа. ЛОГИКА И РИТОРИКА >> www.logika-ritorika.narod.ru

 

 
Поиск

Последние новости
[13.09.2018]
Декада безопасности движения «Внимание – дети!»

[10.09.2018]
Уважаемые родители дошколят!

[24.08.2018]
Уважаемые родители и учащиеся!

[18.06.2018]
Внимание,абитуриенты!

[08.06.2018]
Уважаемые родители будущих первоклассников!


Расписание уроков
Перейти к просмотру >>

Расписание звонков

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


^ ^ ^
Вопросы и предложения
по сайту


В
в
е
р
х
Теоретический лицей №2 © 2018
Хостинг от uCoz